Дворянинова Оксана (oksana_arh) wrote,
Дворянинова Оксана
oksana_arh

Categories:

Дерево в преданиях. Осина.

Как всегда в разных источниках даются разные сведения. Не претендуя на какие-то серьезные исследования и не делая никаких выводов, я, как обычно, просто собираю всю доступную информацию в одной место. А завершать рассказ о деревьях, их свойствах и особенностях будет замечательно интересный человек и большой знаток своего дела Наталья Дударева - инженер садово-паркового строительства. Возможно с ее помощью мы сможем разобраться в некоторых "нестыковках", которые часто "вылезают" при такого рода неоднозначной информации.

Осина - в наpодных пpедставлениях "пpОклятое деpево"; вместе с тем шиpоко использyемое в магических целях. "Тpясение" осины связывали с тем, что кpест, на котоpом pаспяли Хpиста был сделан из осины, гвозди, котоpыми он был пpибит к кpестy и спицы, котоpые емy загоняли под ногти (лдя мyчений). Согласно дpyгим pассказам, осина была наказана за то, что дpожанием своих ветвей выдала Богоpодицy, пpятавшyюся под ней с Хpистом, во вpемя бегства в Египет. Hаиболее же известно y славян повеpие о том, что Иyда повесился на осине. (То есть здесь отчетливо мы видим как бы "хpистианское непpиятие" деpева.) Осинy запpещалось сажать около дома (во избежание несчастья, в том числе болезней). Hа осинy вообще "пеpеносили" болезни. И по этомy своемy свойствy она использовалась в исцелении, знахаpстве. Осинy не использовали пpи стpоительстве, не топили ею печь, избегали сидеть в тени деpева, не вносили в дом осиновых веток и дp. В местах где водится осина водятся и чеpти. Они запyтывают человека так, что он теpяет доpогy. Чеpти, заводящие человека в заpосли осины пpинимают обычно облик его pодственников и знакомых, а затем исчезают; игpают свадьбy, на котоpой человек веселится, а пpоснyвшись, человек обнаpyживает себя не в избе, а спящим под осиной. Kолдyн, мстящий pебенкy, yгощает его сладостями, котоpые на самом деле оказываются осиновыми листьями. Сyществовал запpет пpятаться в гpозy под осиной. "Осинy гpом ищет". Hа огне из осиновых веток ведьмы готовили вpедоносное зелье. Чтобы стать невидимым или обоpотиться в волка колдyн должен был пеpекyвыpкнyться чеpез осиновые колышки (числом 5) или чеpез осиновый пень. Бpосив веткy осиновyю пеpед пyтником, колдyн сбивал его с доpоги. Желая завести дpyжбy с лешим, человек пpизывал его, стоя в лесy на поваленных осинках. Чтобы обнаpyжить воpа, поляки вкладывали в pасщепленнyю осинy вещь, до котоpой дотpагивался воp; считалось, что от этого его начнет тpясти лихоpадка, и злодей поспешит веpнyть yкpаденное. Осинy использовали в магических способах pаспознавания ведьмы. Известным магическим пpиемом было "заламывание осины". Человек, поссоpившийся с соседом, pаботник, стpемящийся pасстаться с хозяином, юноша, желающий навсегда покинyть pодные места, - заламывали вблизи доpоги веткy осины, со словами вpоде "пойдy и осиною заломлю доpогy", чтобы никогда не веpнyться в pодные места. Так же осинy заламывают, чтоб обеpечься от pyсалок. Осина выстyпает действенным сpедством в боpьбе с нечистой силой, ведьмами, колдyнами и хтоническими сyществами. Hа огне из осиновых дpов сжигали после смеpти колдyнов, чтобы они не вpедили людям, а также yтопленников, похоpоненных на общем кладбище, что вызывало сильнyю засyхy. (Пpоклятье: "Чтоб ты сгоpел на осиновом деpеве") Заговоpы от yкyса змей обычно читают над осиновой коpой, а затем тpyт ею yкyшенное место. У восточных славян и в Польше осиновый кол втыкали в могилy "ходячего" покойника или вампиpа. Hеpедко это делали еще пpи похоpонах, чтоб yмеpший не пpевpатился в ходячего покойника. Это касалось пpежде всего заложных покойников. т.е. тех6 кто yмеp неестественной сиеpтью. Более эффективным считалось вбивание осинового кола пpямо в тpyп yмеpшего. Облегченная фоpмyла этого обычая - yстановление на могиде осинового кpеста или помещение в гpоб на гpyдь покойного маленьких осиновых кpестиков. В обpядах восточных славян осина использавалась в качестве обеpега. В ночь наканyне Юpьева дня и кyпальскyю ночь с помощью осиновых веток, воткнyтых в стены хлева, в воpота, в саpаи, обеpегали скот от ведьм, отбиpающих y них молоко. С той же целью пpи отеле коpов на pог ей yкpепляли кyсочек осины; пеpвое молодзиво пpоцеживали чеpез осиновyю дyдочкy и отдавали коpове. Если y коpовы кисло молоко, ее пpогоняли чеpез положенные вдоль поpога осиновые ветки; чеpез осиновое полено, положенное в воpотах двоpа заставляли пеpешагнyть только что кyпленнyю лошадь и пp. Пpи стpоительстве дома в yглах фyндамента втыкали осиновые колышки, обеpегая дом от всякой беды. Защищаясь от лешего, человек, застигнyтый ночью в лесy, ложился спать в кpyге, очеpченным на земле осиновой палкой. "Пеpеносили" болезни. Вещи больного закапывали под осиной. Или сажали больного на свежий осиновый пень, чтобы болезнь yшла из него в самый тот пень. "Пеpедавая" болезнь деpевy, пpосили осинy об этом. Иногда в обмен на здоpовье человек обещал не наносить осине вpеда - не ломать ее ветвей, не pyбить, не жечь. Сходные повеpья были и о бyзине. Пpи детской бессонице из осины делали кyпель и клали pебенкy в колыбель. Пpи пpиближении эпидемии холеpы в четыpех концах села втыкали в землю сpyбленные деpевца осины, огpаждая тем самым село от пpоникновения болезни.

ЯЗЫЧЕСТВО СЛАВЯН http://paganism.msk.ru/liter/tree02.htm

Магические свойства осины считались всегда настолько сильными, что дерево это непременно высаживали рядом с каждым домом. И это не было ни данью моде, ни капризом суеверных людей.

Считалось, что магические свойства осины смогут защитить дом и семью, в нем проживающую, от злых духов. Прямой контакт с осиной, считают многие и сегодня, поможет вам освободиться от беспричинных страхов, от вредного воздействия на вашу ауру дурных людей, успокоить нервы и освободиться от навязчивых мыслей. Свойства осины этим не ограничены.Так надо непременно упомянуть технические свойства осины.

Дерево это используется в строительстве, в изготовлении мебели, является основой любой банной постройки. Итак, технические свойства осины характеризуются достаточной мягкостью древесины, которая при этом прекрасно переносит намокание, не гниет, обладает однородной структурой, чистотой и белизной. Это делает ее вполне подходящей для строительства бань. Люди знающие утверждают, что вышеперечисленные свойства осины делают ее практически незаменимой при изготовлении мебели и всевозможных резных изделий, не только являющихся результатом стремления всякого человека к красоте, но и предназначенных для использования в сложных условиях высокой влажности, подверженности механическим воздействиям и пр.

http://www.deciduoustrees.info/osina_svoistva.html

Удивительно поэтическое Владимира Солоухина из драмы "Третья охота" http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120013388&p=0 :

Осина снискала себе дурную славу. Во-первых, легенда, что именно на
осине удавился Иуда, во многом определила отношение к ней со стороны
православных жителей России. Проклятое дерево, Иудино дерево называли его по
деревням. Хотя я не знаю, откуда могло взяться такое предположение. В краю
олив и ливанских кедров, в краю лавров и финиковых пальм, в краю смоковниц и
виноградных лоз и вдруг - осина. Осина больше сочетается с северным
сероватым небом, нежели с пылающей лазурью небес, с сырым суглинком
Вологодщины, нежели с раскаленным белым камнем палестинских земель.
И в фольклоре осина занимает соответствующее место. Достаточно
вспомнить выражение насчет осинового кола, забиваемого в могилу недруга.
Само по себе, хуже нет, когда вместо креста, допустим, грозятся загнать в
могилу кол. Это высшая степень ненависти и презрения. Но оказывается, кол
сам по себе, дубовый или березовый, это еще полбеды. Осиновый кол - вот что
страшно.

В частушке нет-нет и промелькнет: "Ах, осина ты, осина, не горишь без
керосина", другая частушка вторит: "Ах, осина ты, осина, ветру нет, а ты
шумишь".
Есенин выделил это дерево из всех остальных не то с нежностью, не то
присоединившись к всеобщей легенде - не поймешь.
В одном стихотворении у Есенина дед говорит:
На церкви комиссар снял крест,
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам... Может, пригодится...
Все-таки, пожалуй, здесь больше нежности и любви, чем жутковатого
полуязыческого поклонения.
И наш современный поэт в прекрасном стихотворении о деревьях попытался
окончательно реабилитировать это дерево.

Послушай, береза, о белая дева,
Сосна, что гордишься своей прямотою,
Осина, обиженная клеветою...

Итак, точное слово произнесено - клевета. Мне остается только
согласиться с этим словом.
Впрочем, как бы к осине ни относиться, нужно исходить из того, что она
растет себе и растет, занимая, как говорят, сто сорок миллионов гектаров
земли в нашей (стране, если иметь в виду только леса с явным преобладанием
осины либо чистые осинники, не говоря о лесах, где она произрастает в числе
прочих пород.
Вообще-то говоря, осина - тополь, одна из разновидностей тополя,
наиболее морозоустойчивая, влагоустойчивая и кислоустойчивая разновидность.
Кроме того, осина из всех тополей обладает самой лучшей древесиной. У этой
древесины есть качества, которых не встретишь у других пород дерева.
Например, казалось бы, мелочь, но иногда ведь бывает важно, чтобы доска со
временем не желтела, а оставалась белой, как будто ее только что остругали.
Наименее всех других эта древесина поддается червоточине. Но что самое
интересное, осина обладает свойством очень долго не гнить в воде. Поэтому
испокон веков на Руси, если нужен сруб для колодца или для погреба, не
обращаются ни к какому другому дереву, кроме как к осине. По той же причине
из осины делают бочки, ушаты, корыта, а также стругают дранку на кровель, и
получаются кровли, перед которыми железо не имеет никаких преимуществ, кроме
разве противопожарного.
Зимой мужики запасают осиновые дрова. Во время таяния снега начинается
по всем деревням пилка и колка дров. Осиновая древесина мягкая, податливая,
пилить ее легко. Колоть же осиновые чураки истинное наслаждение, потому что
осина не суковата и волокна ее не перекручены. Чуть только тронешь колуном,
и толстый чурак с легким щелчком разлетается на две половинки, сверкающие на
весеннем солнце чистой сахарной белизной.
Слов нет. Березовые дрова, говоря по-деревенски, жарче, а говоря
по-научному, - калорийнее, сосна, пропитанная смолой, пылает ярче, а дубовое
полено одинакового размера, наверно, раз в пять тяжелее осинового полена.
Но, может быть, как раз и нужно такое дерево, которое можно было без
особенной жалости жечь в печах, оставляя березу, сосну и дуб на другие
нужды.
(Два примечания, взятые на этот раз не из читательских писем, а
переданные мне устно.
1. Писатель Владимир Чивилихин упрекнул меня в том, что я забыл об
осиновых "лемехах". И правда, непростительно, что забыл. Дело в том, что на
севере России, в Архангельской и Вологодской землях, строили прежде
деревянные церкви. Купола у них были тоже деревянные, издали как бы
чешуйчатые, а при ближайшем рассмотрении состоящие из тяжелых, искусно
вытесанных и еще искуснее пригнанных одна к другой деревянных пластин. Эти
пластины называются лемехами, и были они всегда осиновые.
А вот примечание другого характера. Моего друга, Александра Павловича
Косицына, просвещал сосед по даче, пожилой жизнерадостный художник.
- Скажи, почему, как только в лесу упадет осина, так сразу на нее
набрасываются и зайцы, и козы, и лоси, и мыши, и все, кто способен обглодать
кору. На липу или на дуб не набрасываются. А казалось бы, осиновая кора
горька, словно хина. Однако обгложут каждый сантиметр, несмотря на
отъявленную горечь.
Потому осиновую кору любят все звери, что она содержит полезные и даже
целебные вещества. Могу доложить, что уже 25 лет беспрерывно и ежедневно
потребляю настойку на осиновой коре. Зеленую молодую кору я обстругиваю с
дерева, сушу, а затем настаиваю на ней водку. Пью два-три раза в день, по
небольшой рюмочке.
- Ну и что?
- Прекрасно себя чувствую. Сердце болело, теперь не болит. Общее
самочувствие, нервы - все в общем порядке. Так что рекомендую: пейте
настойку на целебной осиновой коре!)
Что касается меня, то я с удовольствием бываю в осиновых лесах, не
думая о качестве и физико-механических свойствах осиновой древесины.
Мне нравится нежно-зеленая яркая окраска стволов осины, отличная от
красно-бурых сосен, от белых берез, от черной коры дубов, лип и вязов. Я не
хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как бы
освещенный бледно-зеленым светом.
Многие не любят, но мне нравится и вечное беспокойное даже в полное
безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание
моторов, не скрип тормозов, не железо по железу и не стекло по стеклу. Это
очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое-то прохладное
лепетание, вроде вечного плеска моря.

С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зеленая
сероватая листва осин. Когда Пушкин восторженно воскликнул: "Люблю я пышное
природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса", виновницей слова
"багрец" явилась осина. Откуда-то берется в листве яркая полная краска,
киноварь. Впрочем, можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму от
чистого золота через розовый и красный тона к вишневому цвету. Но больше
всего именно - багрец. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты,
и вот теперь все горит и светится.
Вместе с листвой преображается и сам лес, а вместе с лесами и весь
пейзаж среднерусских равнин. Осиновый лес в то время между черной землей и
серым осенним небом словно полоска зари, и кажется, что от него светлее на
мглистой, ненастной земле. Бывает на склоне горы, что нижний и верхний ярусы
леса хвойные и, значит, черные, а между ними длинной полосой золотое
свечение берез и красное горение осин. Каждая осина в лесу или стоящая
отдельно на меже кажется мне в это время каким-то фантастическим марсианским
растением, потому что непривычно видеть, чтобы дерево было все красное с
головы до ног.

А вот что рассказала об осине моя хорошая знакомая, большой знаток деревьев, инженер садово-паркового строительства Дударева Наталья http://www.dudareva.ru/ :

На самоа деле я для себя уже давно поделила деревья по породам на комфортные для людей (меня) и некомфортные. Чем комфортные? А вот как раз этим неуловимым "дает силу - отбирает силу". Есть и физические, материальные признаки донорства-вапмирства "зеленых друзей". Некоторые из них относятся к человеку так же, как и к своим собратьям. Т.е. если дерево планомерно глушит вокруг себя подрост, то велика вероятность, что у него отрицательная энергетика. Но так бывает далеко не всегда. И зависит не только от породы дерева, но и от количества деревьев, от их расположения ( в группе или в солитерной посадке), и от подбора пород в группе. Короче, одно и то же дерево может "в разных коллективах" вести себя по-разному.
Например, обыкновенная елка глушит практически все. В лучшем случае под ней растет бузина, ландыш майский и черника, да и то, если к ним свет хоть немного пробивается.

В еловом лесу...Хм...Есть пословица:
"В березовом лесу - веселиться,
В сосновом - Богу молиться,
А в еловом - удавиться..."
А та же елка, когда растет одна, обособленно, вполне доброе дерево. И нет в ней той злости и отторжения, которое излучают елки в тесной группе. Если обнять ее за ствол, прижаться щекой - нет чувства непринятия, нет протеста. Есть даже некоторая отдача энергии.
Я вот тут подумала.. Быть может ель - дерево-интраверт. Но к нее нет "ножек", чтобы уйти от общества себе подобных. Она вынуждена прожить жизнь там, где родилась. Вот и накапливается в дереве раздражение, злость, неативная энергетика. И чем гуще ельник и старше елка - тем опаснее с ней общаться. От такой жизни вампиром станешь!

Так вот, все-таки про осину.
Нынче осины перевелись. Дело в том, что осина может размножаться порослью, от пня, от корней, а может и семенами.
Семенное размножение осины - штука очень непростая. Подробно рассказывать не буду, поверьте на слово.
Но только при семенном размножении осина получается здоровым деревом. Огромным ( высотой 20-25м), с толщиной ствола чуть не до метра, и с абсолютно здоровой, очень прочной, но в то же время хорошо поддающейся обработке древесиной. Ядреной древесиной с мощной сопротивляемостью к гниению, почти как у лиственницы!
Вот из такой осины и рубили баньки...Такую - извели на спички, ведь спички должны были при малой толщине быть прочными, не ломаться, когда ими чиркают.
Такую осину( отдельные экземпляры) сегодня можно встретить только в глухих лесах где-нибудь на Брянщине.
А вот порослевая осина - изначально больное дерево. На генном уровне у нее отсутствует защита от стволовой гнили. Уже в 20-25 лет такие деревья, как правило, безнадежно гнилые внутри.

И вот эти больные осины - к ним-таки неприятно прикоснуться. От них ИМХО действительно идет какая-то негативная энергетика.
Здоровую осину лично я никогда не видела. Мне только фотографии показывали. В том числе чистейших осиновых пней метрового диаметра. Впечатляло.

Так что своим внутренним "вампирометром" я семенные осины не измеряла.
Но у наших предков в лесах было много именно семенной осины.
Думаю, и баньки и колы рубили из нее, а не из порослевой.
Значит, по наблюдениям предков, любая осина все-таки дерево-вампир.
А все-таки интересно было бы попариться в осиновой баньке. Последить за ощущениями...

А может быть все-таки гнилая осина отбирает силу ( и из нее колы делали) а здоровая - вытягивает нечистоту?
Оксана, а вам не встречались какие-нибудь источники, указывающие на то, что в древности из осины и капища рубили?
Ведь по-идее "нечистоту помыслов" человек, помолившись, должен оставить в храме? А как там уже самоочищается храм - дело второе.
В церкви, где стоял гроб с панночкой, явно были проблемы с очисткой от нечисти...

Кстати, еще одна мысль. Предки ведь ничегошеньки не знали о генетической разнице свойств семенной и порослевой ( отпрысковой) осины.
И наверяка задавали себе вопрос от том, почему крепкое здоровое дерево с доказанной устойчивастью к гниению иногда ведет себя прямо противоположно тому, как должно было бы.... Типа, вытянуло нечистоту, нечистота поселилась внутри дерева...Дерево взяло на себя несчастьяи поэтому начало гнить...
Как вам такая интерпретация? Тем более, что из семян около избы осину вряд ли выращивали. ( да это и проблематично было бы, там свои заморочки). Скорее всего для посадки у дома копали саженец в ближайшем осинничке, где осинок много...И где они, как пить дать, порослевые.
Вот и получалось. что в лесу осины могучие и здоровые, а у домов вскоре начинают болеть. ( Вытягивают хвори из людей)

Продолжение следует...
Tags: Дерево в преданиях, Предания деревянного дома
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments